В доступность и качество бесплатной медицины в нашей стране сегодня уже мало кто верит. Большинство тех, кто нуждается в медицинском обслуживании, вынуждены оплачивать его. И делают это каждый в меру своих финансовых возможностей. Как совершенно верно заметил недавно президент Лиги Пациентов Александр Саверский, пациентов, включая старых и малых, действительно будто бы «выдавливают» из бесплатной системы здравоохранения в платную. Не оставляя нам другого выбора…
 
Под бесплатной медициной у нас, как правило, подразумеваются те врачебные услуги, которые оказывают государственные учреждения здравоохранения. Однако «бесплатность» этих услуг относительна. Пациенты все же расплачиваются с больницами и поликлиниками – налогами. Медицинский полис, который есть на руках практически у каждого, подтверждает нашу налогоплатежность и, по идее, дает право этими самыми услугами пользоваться. Хотя вернее было бы сказать: дает нам право надеяться на то, что услуги эти окажут. Но сделают это в поликлинике или нет – еще большой вопрос.

Все это относится и к нашим детям. В том смысле, что попасть на прием к участковому педиатру, может быть, удастся без особых сложностей (пока). А вот шансы маленького пациента на то, что в поликлинике по месту жительства его осмотрит так называемый «узкий специалист», скажем, кардиолог, невролог, хирург или ортопед, практически равны нулю. Принимают доктора только по талонам. А их нынче днем с огнем не достать.

И хороши ж у нас дела!

Слово-то какое – «достать» – так и веет от него перестроечным дефицитом и очередями. И ведь так и есть. Заполучить заветный талончик к доктору в Дзержинске действительно крайне сложно. Я не говорю о поликлиниках для взрослых (хотя не уверена, что там со специалистами дела обстоят лучше), речь пока только о детских поликлиниках.

Правда, в министерстве здравоохранения Нижегородской области проблемы в этом не видят. Во всяком случае, о «недостаче» докторов до того момента, как «Дзержинское время» обратилось к ним с запросом, здесь даже не догадывались. «Узкими специалистами» поликлиники Дзержинска, по официальной версии, обеспечены сегодня неплохо – на 83-90%. Такими данными, со слов представителей минздрава, с ними «поделились» в детских поликлиниках нашего города.

Но, отправляя запрос в министерство, мы поинтересовались у чиновников: сколько единиц специалистов в штате каждой дзержинской поликлиники сегодня и сколько должно быть? На эти вопросы нам ответа не дали. Забыли, наверное.
 
Проигнорировали и вопросы, касающиеся распределения талонов. Нам так и не удалось узнать из официальных источников, кто же все-таки «заведует» талончиками, какими расчетами руководствуется, распределяя их, сколько и за какой срок выдают их поликлиники…

Признаться, всякий раз, когда чиновники браво рапортуют об успехах и достижениях, хочется по-простому обратиться к ним и спросить: господа, а вы правда так думаете? Вы остаетесь хоть иногда один на один со своей совестью? Или она молчит? Или просто по долгу службы обязаны так думать, как рассказываете журналистам?

За доступной и бесплатной

К сведению: сегодня в Дзержинске маленьких пациентов обслуживают три поликлиники. Две из них, бывшая 8-я и 13-я, не так давно «породнились» – в 2013 году их «прикрепили» к стационару детской городской больницы № 8. Тогда же получили они и новые номера: на б. Победы теперь носит 1-й номер, на ул. Гайдара – 2-й.

Еще одна поликлиника – № 10 – находится на ул. Пушкинской.

У каждой из них свой порядок записи к специалистам. Например, если верить информации, размещенной на сайте детской больницы № 8, прием заявок и запись на прием к врачам здесь «осуществляются в последний понедельник каждого месяца». Причем в течение всего дня – с 7.30 до 19.00.

При этом составители документа, видимо, не знали или забыли, что поликлиники, относящиеся к 8-й больнице, все-таки «живут» по разному расписанию. И если бывшая 13-я, ныне поликлиника № 1, талоны действительно распределяет раз в месяц – по понедельникам, то в бывшей 8-й их раздают каждую неделю по четвергам. Во всяком случае, именно в этот день, только забрезжит рассвет, около поликлиники собираются «хвостатые» очереди из родителей.

Рассуждать, кому в этом смысле больше повезло, тем, кто встает в очередь за талоном раз в месяц, или тем, кто делает это каждый четверг, – бесполезно. Шансы родителей записать своих чад на прием одинаково ничтожны. Конечно, может быть, и есть среди них пара-тройка счастливчиков, которым удалось кое-как записаться к специалисту. Однако в сегодняшней ситуации честнее было бы называть это чудом, а не правилом.

Правда, порядок приема заявок, размещенный на сайте 8-й больницы, все-таки вселяет надежду. Читаешь и сердце радуется: кажется, попасть на прием к любому доктору проще пареной репы. Сам себе удивишься: почему же, если все так просто, мне до сих пор не удалось этого сделать?

Ведь тебе предлагают аж три способа! Например, можно прийти в назначенный день в регистратуру поликлиники или позвонить сюда по телефону. Предлагается также воспользоваться услугами интернет-ресурсов: порталами госуслуг, региональной электронной записи, сайтом поликлиники, к которой относитесь. Но на деле все это лишь иллюзия выбора и возможностей. Ведь в действительности ни один из предложенных родителям способов «попадания» на прием к доктору не гарантирует. Как говорится, испытано на себе.

Подруга несколько месяцев подряд пыталась записать ребенка к окулисту 1-й поликлиники по телефону и всякий раз получала отказ. Причина известна – нет талонов. Другая знакомая во 2-й поликлинике надеялась попасть таким же способом к кардиологу. Чем очень, судя по всему, раззадорила регистратора поликлиники – женщина, очевидно, уже устала объясняться перед рассерженными родителями за отсутствие талонов. Велела за талонами приходить в четверг с утра и заранее «обнадежила» родительницу, сообщив, что кардиолог принимает… по часу два раза в неделю… И эти случаи не единичны.

Электронная очередь

Интернет-ресурсы, увы, тоже не делают бесплатную медицину доступнее для нас. Количество порталов не влияет на количество докторов и часов, которые они готовы посвятить пациентам. А значит и шансов записаться на прием не умножают. Ведь из какой бы «точки» вы ни начали свой путь – будь то порталы госуслуг или региональной электронной записи, сайт поликлиники – все дорожки приведут к Главному окну портала пациентов. И здесь их не ждет ничего нового. Чаще тот же отказ, только в электронной форме.

«В списке представлены все услуги, оказываемые выбранным лечебным учреждением» – сразу предупреждает пациента система. И тут, надо сказать, не густо. Поликлиника № 2, например, может предложить пациентам воспользоваться услугами лишь трех специалистов – офтальмолога или одного из неврологов. Из любопытства нажимаю на окошечко «Офтальмолог». Начало сентября, а месяц у доктора уже расписан. Если верить табличке, из тридцати дней работает он в поликлинике всего шесть. И то по часу. Неудивительно, что в эти дни у доктора «все занято» и, значит, записаться не получится. С неврологической помощью дела обстоят получше: у одного невролога из поликлиники все-таки нашлось в сентябре несколько незанятых «окошечек» – четыре дня по часу.

Об остальных специалистах и речи не идет – кардиологов, хирургов, гастроэнтерологов и других докторов в списках даже не значится. Получается, что государственная поликлиника не может пациенту предоставить возможность воспользоваться их услугами. И опять выходит, что другого способа, кроме как идти на прием к платному доктору, просто нет.

Поликлиника № 1. На первый взгляд, зайдя на ее страничку в глобальной Сети, может показаться, что она на услуги пациентам щедрее: тут вам и ортопед, и офтальмолог, и невролог, и гинеколог, и даже эндокринолог! Но, например, невролог и ортопед – вне зоны доступа для пациентов, их «окошечки» пусты и не «отзываются», сколько по ним ни кликай мышкой. И трудно понять – ведут доктора вообще прием или нет. Офтальмолог в сентябре, судя по всему, ведет прием лишь два дня – один день он работает в течение трех часов, в другой пациентам отвел 30 минут.  
        
И оба дня, конечно, «все занято». Принимает гинеколог – один день в сентябре, зато в течение нескольких часов. Всех больше времени для пациентов – у эндокринолога. Он хоть и работает в сентябре всего четыре дня, зато по четыре-пять часов и записаться все-таки можно.

Помнится, чиновники от медицины возлагали большие надежды на слияние детских больниц и поликлиник, которое случилось в Дзержинске в 2013 году. Во всяком случае, общественность тогда пытались убедить в том, что оно пойдет на пользу и лечебным учреждениям, и пациентам. Якобы благодаря укрупнению попасть к нужному доктору будет проще. Однако все вышло как всегда – укрупнение проблему дефицита кадров не решило. Да и не могло этого произойти – ведь это только в математике минус на минус дает плюс.

Главный врач детской поликлиники № 10 Игорь Сергеевич Мешков – единственный, у кого нам, с позволения министерства здравоохранения, удалось взять комментарий по этой теме. Игорь Сергеевич, судя по всему, к разговору тщательно готовился. Или, может, правда в этой поликлинике услуги специалистов «доступнее», чем в других, раз министерство разрешило ему общаться с журналистами? Это нам неведомо. Но, по словам главного врача, в поликлинике, которой он руководит, унизительных очередей за талончиками к специалистам нет. И все идет «в плановом порядке».
 
Если нужно на прием к специалистам, в помощь пациентам все те же сервисы: запись по телефону, помощь регистратуры, которая поставит на очередь, многочисленные порталы. Кроме того, по направлению участкового педиатра и при самообращении ребенка здесь, если верить главврачу, примут и без талона. Может быть, поэтому записи через Интернет в этой поликлинике к специалистам нет? По крайне мере, так было, когда я вышла на портал 9 сентября. Главное окно портала пациентов предложило запись только к врачам-педиатрам. А куда же делись остальные доктора?

Кстати, пусть вас не удивляет – в скором времени педиатры тоже будут принимать по талонам. Об этом «ДВ» поведал все тот же Игорь Сергеевич. Его поликлиника стала первой, где начали апробировать эту систему на пациентах. А к чему приводит такой подход, мы уже знаем, – к платному доктору. Ведь, как показывает практика, запись и талоны – это своего рода «сито» для пациентов: как говорилось в каком-то советском фильме: «сеют-сеют, а потом как турнут». Узаконенный отказ от предоставления государственной медицинской услуги. С их помощью и «отсеиваются» пациенты.

Догадайся сам

Вот и выходит, что «бесплатная медицина» фактически изжила себя. Да только руководство нашей «социально ориентированной» страны все никак не хочет признаться в этом. Гораздо удобнее взять людей на измор, чтобы все, кому нужна медпомощь, сами догадались, что лечиться за госсчет – неудобно, долго и мучительно. И сообразили наконец, что пора записываться в частные клиники.

При всем богатстве выбора другой альтернативы нет. Государственно-частное партнерство, о котором не так давно по секрету рассказал мне один из докторов, это и есть то, к чему стремится руководство страны. Именно оно скоро должно прийти на смену бесплатной медицине. Ждать, судя по всему, осталось недолго – дорожка-то уже проторенная.
 
На фото: Утро четверга у 2-й детской поликлиники.

Елена Богомазова